ВГО «Успішна Україна» оголошує
конкурс фотографій

Новини

RSS 2.0 RSS 2.0

Проекти ВГО "Успішна Україна"

Черная тень серого импорта

 

http://www.expert.ua/articles/7/0/4695/    ТЕМА НЕДЕЛИ / №45 (141) 19 НОЯБРЯБРЯ

 

 СЕРЫЙ ИМПОРТ

Отечественный производитель проигрывает конкурентную борьбу импорту из-за серых схем ввоза товаров в Украину. Изменить ситуацию можно только совместными усилиями государства и бизнеса, стимулируя экспорт и борясь с контрабандой и серым импортом

 

На прошлой неделе Министерство экономики предложило свое решение проблемы. В обнародованном проекте распоряжения правительства «Об утверждении плана мероприятий по сокращению негативного сальдо внешней торговли» есть два дельных предложения — внедрение мониторинга зеркальной внешнеторговой статистики (сопоставление данных страны-импортера и страны-экспортера) и ужесточение контроля над качеством ввозимых товаров. Кроме этого, Минэкономики призывает активизировать работу по повышению ввозных пошлин по итогам антидемпинговых, антисубсидиарных и специальных расследований против недобросовестного или массированного импорта. Ведь правила Всемирной торговой организации позволяют поднимать пошлины или вводить импортные квоты, если слишком быстро растет ввоз тех или иных товаров. Разумной также кажется инициатива Анатолия Кинаха ужесточить требования к выдаче налоговых векселей и лицензировать импорт сэконд-хенда, под видом которого зачастую ввозятся новые вещи или одежда, опасная для здоровья. По налоговым векселям Минфин уже разработал соответствующий проект постановления правительства.

Импортируемые товары, чья стоимость за январь-октябрь 2007 года снизилась

Причина активизации действий правительства в этом направлении более чем понятна: за девять месяцев нынешнего года отрицательное сальдо торговли товарами составило 6,69 млрд долларов. По мнению специалистов Минэкономики, ситуация еще хуже, ведь статистика не может адекватно оценить размеры серого импорта, на борьбу с которым и направлены разработанные меры.

Таможня против

С их точкой зрения категорически не согласны представители Государственной таможенной службы (по законодательству, Минэкономики разрабатывает и реализует государственную политику в сфере внешнеэкономической деятельности, однако таможенная служба не подчиняется министерству и не обязана делиться с ним даже статистикой. — «Эксперт»). Они считают, что и так работают хорошо, поэтому менять в системе ничего не надо. За последние два года поступления в бюджет от работы украинских таможен выросли почти вдвое (только за восемь месяцев с 20 млрд до 38 млрд гривен). Ежедневно Государственнаятаможенная служба Украины (ГТСУ) перечисляет в бюджет около 200 млн гривен. Таможенные платежи вместе с импортным НДС составляют больше половины доходной части госбюджета (в государственный бюджет за девять месяцев нынешнего года поступило 78,4 млрд гривен, из них 38,2 млрд гривен дала таможня). Увеличилась и налоговая нагрузка на импорт. Если собственно импорт товаров в этом году вырос на 31,5% и составил 35,6 млрд долларов, то таможенные платежи выросли на 44%.

В 2007-м задержано контрабандных грузов на 199 млн гривен — как правило, сигареты, незаконно вывозимые из Украины. Однако, по мнению независимых экспертов, это капля в море реальной контрабанды. Небольшая мзда за растаможивание — 50–200 гривен за декларацию — уже даже не воспринимается как нечто предосудительное, и такие расходы просто закладываются в цену вознаграждения таможенному брокеру, тем более что большинство брокеров и инспекторов если не родственники, то хорошие знакомые.

В последние годы таможенная служба немного активизировалась — это в первую очередь связано со вступлением в силу в 2004 году Таможенного кодекса. Однако ведомство и сейчас не справляется со своей главной задачей. В обход бюджета в нашу страну ввозится 30–50% товаров народного потребления. Только беглое сравнение внешнеторговой статистки Украины и ее торговых партнеров показывает расхождения в цифрах на многие миллиарды. Педантичные немцы утверждают, что в прошлом году они продали нам товаров и услуг на 6,4 млрд долларов, тогда как наш Госкомстат зафиксировал только 4,2 млрд долларов немецкого импорта. Это означает, что только на неучтенном импорте из Германии (на сумму около 2,2 млрд долларов) наш бюджет потерял более двух с половиной миллиардов гривен налогов и сборов.

Аналогичная ситуация с Польшей, Венгрией, Турцией, Китаем и многими другими странами. Сравнивая статистику, необходимо учитывать разницу в методологии, изменения курсов валют и трудности в виде учета реэкспорта или давальческого сырья. Однако допустимой является разница в пять-десять процентов, но не на треть. При этом с некоторыми странами, к примеру, с Россией или Румынией нестыковок почти нет. С Румынией расхождение составляет около полутора процентов, с Россией менее четырех процентов (при объеме импорта в десять миллиардов долларов). Эти примеры показывают, что статистические службы в Украине и у ее торговых партнеров работают исправно. Методологию они применяют похожую, а причина расхождений в другом — сером импорте и вывозе капитала за рубеж через занижение экспортных цен на сырье.

Украина имеет минимальные расхождения со странами, поставляющими нам сырье, в частности, с Россией, у которой мы покупаем газ и нефть. В то же время с государствами, обеспечивающих нас готовой продукцией, — Турцией, Польшей, Венгрией — расхождения огромные. Если бы китайская таможня раскрывала детальную информацию об экспорте в Украину, самые большие расхождения у нас, несомненно, были бы с Китаем.

Схема ухода от таможенных платежей через упрощенную систему налогообложения

Аналогичная ситуация и с экспортом отечественного сырья. Если приватизированные и частные предприятия вывозят товары по рыночным ценам, поскольку им невыгодно занижать цену из-за снижения сумм НДС к возмещению, то многие государственные заводы откровенно демпингуют. Очевидно, их менеджменту важно не столько пополнение оборотных средств при возмещении НДС, сколько прибыль посредников и, соответственно, пресловутые откаты. К примеру, прошлой осенью произошел скандал вокруг экспорта Запорожским титаномагниевым комбинатом (ЗТМК) титановой губки. Факт занижения цены подтвердила специально созданная Кабинетом министров комиссия, его признал Антимонопольный комитет, а прокуратура Запорожской области даже возбудила уголовное дело по факту злоупотребления служебным положением должностными лицами ЗТМК. В этом году экспортные цены уже отвечали мировым.

Показатели налогообложения импорта по итогам января-октября 2007 года

Таким образом, бюджет теряет из-за неадекватной статистики по самым скромным прикидкам около десяти миллиардов гривен ежегодно. Однако серый импорт — это не только бюджетные потери, это, по сути, субсидирование иностранных товаропроизводителей. Именно неравные условия налогообложения импортных и отечественных товаров не дают развиваться легкой промышленности, производству бытовой техники, сдерживают развитие деревообработки и пищевой промышленности. А значит, это вопрос экономичеcкой безопасности страны.

Работаем вместе

За девять месяцев этого года отрицательное сальдо торговли товарами составило 6,69 млрд долларов. Однако на самом деле из-за обилия серого импорта эта цифра еще выше

Таможенная реформа, с одной стороны, проста до банальности. С другой стороны, провести ее невероятно сложно из-за сопротивления лоббистов серого импорта. К примеру, в стране до сих пор нет совместных с соседями таможенных пунктов проверки автомобильных грузов. То есть при ввозе груза из Польши его сначала проверяют поляки и только потом украинская таможня. Эта дает возможность показывать разным таможенникам разные документы — для Польши одна цена, через сто метров для Украины — другая. Только простое объединение пунктов пропуска на границах может дать ошеломляющий эффект. Именно из-за этого у нас непопулярен импорт товаров конечного потребления по железной дороге — на ней уже введен совместный таможенный контроль. Такие же результаты может дать и обращение к зеркальной статистике. Еврокомиссия неоднократно предлагала нашей стране сотрудничество в этой сфере, даже соглашалась выделить необходимые средства в рамках программы ТАСИС, однако реакция украинской стороны была крайне сдержанной. Только в прошлом месяце правительство приняло Программу реформирования государственных финансов, где в том числе предусмотрено создание совместных баз данных, пригодных к сравнению. В 2005 году был проведен эксперимент по сравнению украинской и польской статистики в ручном режиме. В итоге удалось выявить сотни неучтенных фур, а сервер украинской таможни дважды зависал по неизвестным причинам. В то же время почти все наши соседи, в частности, Россия, Казахстан и Белоруссия, уже давно обмениваются данными и друг с другом, и с ЕС, а через систему Eurostat — и с другими странами. В 2002 году РФ даже взяла кредит у Всемирного банка на создание современной информационной системы Федеральной таможенной службы. У нас даже несмелые попытки обмениваться информацией приводят к скандалам. Так, пару лет назад ГТСУ по инициативе правительства Норвегии обменялась информацией с местными таможенниками. В результате получилась более чем двукратная разница в данных по импорту рыбы, и у норвежских экспортеров возникли проблемы с собственными правоохранительными органами.

Еще одним методом борьбы с серым импортом может стать повышение требований к качеству ввозимой продукции. Никто не в праве запретить Украине, находящейся на пути к евроинтеграции и почти вошедшей в ВТО, ужесточить нормы ветеринарного, санитарного, экологического и фармакологического контроля. Сейчас во многих случаях действует облегченный режим контроля качества импортных товаров: для их ввоза достаточно, чтобы образцы продукции прошли сертификацию по украинским стандартам.

В то же время во многих странах, чтобы ввезти товар на их территорию, сертифицировать на соответствие национальным стандартам нужно не только продукцию, но и производство. Россия уже переходит к такой практике. В 2005–2006 годах россияне ввели запрет на импорт грузинского и молдавского вина, польского мяса и украинских молокопродуктов, до тех пор, пока их производители не пройдут процедуру контроля качества не только товара, но и производства. Некоторые украинские молокозаводы и молдавские винзаводы уже получили соответствующие сертификаты, а вскоре экспорт возобновят и польские мясокомбинаты. Такие меры не только повышают качество ввозимых товаров, но и автоматически отсекают случайные поставки, а также дешевый импорт, что, в свою очередь, стимулирует рост отечественного производства соответствующих товаров.

Еще легче бороться с контрабандой. У нас контрабандная одежда или мобильные телефоны повсеместно продаются на вещевых рынках под видом конфиската. Ушлые импортеры ввозят контейнер сапог на правую ногу и отказываются от него в порту. По законодательству, таможенники обязаны продать конфискованный или отказной товар. И продают его тем же импортерам по символическим ценам, поскольку никто другой не купит несколько тысяч сапог на правую ногу. Через неделю ввозится аналогичный контейнер, но уже с сапогами на левую ногу, и схема повторяется. Ни одна из соседних стран не продает конфискованный или отказной товар. Его уничтожают или отдают на промышленную переработку. У нас такой порядок действует только в отношении алкоголя и сигарет.

Почему нет

Наивно думать, что руководство таможни, правительственные чиновники или народные депутаты не знают обо всех перечисленных методах борьбы с серым импортом. Так, проект упомянутого распоряжения правительства появился еще в мае этого года. На снижение серого импорта также была направлена программа «Контрабанда — СТОП» образца 2005 года, похожие документы готовило и правительство Юрия Еханурова. Однако это почти ничего так и не дало. Бизнесменам, курировавшим серый импорт, всегда удавалось избежать применения к ним жестких мер. Этому способствовала не только постоянная политическая нестабильность последних трех лет, но и отсутствие в стране каких-либо сил, заинтересованных в обелении таможенных процедур. Ни сетевая розница — основной потребитель импортных товаров, — ни тем более базары в этом не заинтересованы. Сложившаяся ситуация их вполне устраивает, а услуги по минимизации налогообложения стали для экспедиторов и брокеров едва ли не стандартными. Серый импорт у нас также привычен, как и услуги по обналичиванию для выплаты зарплат в конвертах. Отечественный производитель как основное заинтересованное лицо почти ничего не делает, чтобы хоть как-то изменить ситуацию. Антидемпинговые расследования инициируются вяло. У производителей, работающих на внутренний рынок, нет ни собственных серьезных лоббистов в правительстве, ни какого-либо влияния на принятие решений в таможенной службе.

Импортируемые в Украину товары, освобожденные от налогов в январе-октябре 2007 года

В 2004 году был серьезный социальный заказ на изменения в таможенном законодательстве: импортеры, недовольные сложившейся ситуацией, объединились в Совет импортеров и проводили информационные кампании, направленные на кардинальную реформу таможенного ведомства. Первое оранжевое правительство, которое возглавляла Юлия Тимошенко, даже сменило всех руководителей таможенных органов. Региональные таможни — основа коррупции — вообще были ликвидированы, а местные — напрямую подчинили ГТСУ. Сейчас ни в бизнес-среде, ни в СМИ необходимость изменений даже не обсуждается.Не проявляют желания заняться наведением порядка на таможне и лидеры политических сил, претендующих на место в правящей коалиции. Оно и понятно: дело это сложное и опасное, затрагивает серьезные интересы, а значит, по плечу лишь сильной, консолидированной и решительной власти.

УКР   РУС   ENG
пошук




e-mail:

© 2004-2007 ВГО "Успішна Україна". Усі права на матеріали, що знаходяться на сайті, охороняються у відповідності з законодавством України. У разі будь-якого використання матеріалів сайта, гіперпосилання на www.uspishnaukraina.com.ua є обов'язковим.