RSS 2.0
|
Новини
7 березня 2007 Украинские власти, наконец, обратили внимание на катастрофическую оценку бизнес-климата в Украине со стороны Всемирного банка. Правда, есть сомнения, что они готовы всерьез исправлять положение...
В середине февраля премьер-министр Украины Виктор Янукович подписал поручение №6975/18/1-07, которым обязал своих подчиненных до 1 апреля 2007 г. “внести согласованные предложения относительно углубления и ускорения реформ, направленных на создание более благоприятных условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности”. Заодно было поручено “усовершенствовать систему статистических наблюдений и мониторинга, которая бы полнее характеризовала состояние бизнес-климата и осуществление мер по улучшению условий для ведения бизнеса с учетом международной практики”. Подвигли г-на Януковича на сие благое начинание материалы Всемирного банка (ВБ) и Международной финансовой корпорации (МФК) по оценке бизнес-климата в Украине, переданные украинскому премьеру лично президентом Всемирного банка Полом Вулфовицем. Безусловно, к исследованию ВБ и МФК, согласно которому Украина заняла по “легкости ведения бизнеса” 128-е место среди 175 участвовавших в исследовании стран, можно относиться по-разному. Особенно если учесть, что в исследовании вовсю принимаются во внимание оценки неких экспертов (выражаются в индексах), а многие измеряемые показатели усредняются по неизвестному принципу (см. “Характеристика…” на стр.20). Плюс к этому не стоит забывать, что оценка бизнес-климата касается исключительно взаимоотношений власти и бизнеса и никак не касается, например, возможностей получения высоких доходов. То есть она ближе к оценке рисков или неудобств ведения бизнеса. Зато среди этих самых рисков или неудобств есть показатели, с которыми не поспоришь. Возьмем, например, два из них: налоги, сложность уплаты которых отбросила Украину на предпоследнее среди всех 175 стран место; закрытие бизнеса (по этому показателю Украина занимает последнее место среди 28 стран Восточной Европы и Центральной Азии).
Оценка бизнес-климата в 2005-2006 гг.
|
Индикатор |
Рейтинг Украины (изменение к 2005 г.) |
Рейтинг России (изменение к 2005 г.) |
Легкость ведения бизнеса |
128 (+4) |
96 (+1) |
Открытие компании |
101 (+21) |
33 (+5) |
Лицензирование |
107 (+10) |
163 (+1) |
Наем работников |
107 (+2) |
87 (+1) |
Регистрация собственности |
133 (+1) |
44 (-4) |
Получение кредита |
65 (-6) |
159 (+1) |
Защита инвесторов |
142 (-1) |
60 (-2) |
Уплата налогов |
174 (0) |
98 (+13) |
Ведение международной торговли |
106 (-8) |
143 (-6) |
Обеспечение выполнения контракта |
26 (0) |
25 (0) |
Закрытие бизнеса |
139 (-4) |
81 (-1) |
Можно спорить с обобщенной ставкой налога, выведенной ВБ. Однако вряд ли кто-то станет спорить с тем, что украинское налоговое законодательство является максимально запутанным и несистематизированным, отнимает у налогоплательщиков массу времени и зачастую попросту толкает их на налоговые правонарушения. По данным того же ВБ, только 18% украинских предприятий не укрывают свои доходы. Отечественные налоговики сплошь и рядом отчитываются, что добровольная уплата налогов достигла небывалых даже в мире величин — 90% с лишним, но при этом ежегодно возбуждают по 8 тыс. уголовных дел. И каким цифрам вы верите больше? Еще “веселее” характеризует отечественную налоговую систему тот факт, что 63% предприятий сталкиваются с проблемами при расчете налогов. Это тоже данные ВБ, хотя на самом деле, таковых, думается, больше — некоторые просто постеснялись признаться. Хотя чего стесняться-то, если с этими самыми трудностями регулярно сталкиваются и сами налоговики, издающие подчас совершенно полярные разъяснения. Ну а что касается закрытия фирм, то отечественные чиновники умудрились сделать этот процесс еще более мучительным, нежели открытие. Или возьмем другой пример — защиту инвесторов. О какой защите инвесторов может идти речь, если вслед за кампанией по реприватизации (благо, в основном лишь озвученной) наступила эра рейдерства. Подобным образом, в общем-то, обстоят дела и с большинством других показателей. Причем, заметим, даже ВБ, являясь (чего уж лукавить) не только финансовым, но и политическим инструментом в руках США, ставит бизнес-климат России на гораздо более высокую ступень по большинству показателей. Часть украинских политиков в последнее время полюбила рассуждения на тему, что в тоталитарной России бизнес вести невозможно. А данные ВБ показывают, что это невозможно лишь в тех случаях, когда тамошние олигархи лезут в политику. И невозможно персонально для них (а учитывая то, как капиталы этих олигархов делались, может, лучше и не лезть в политику, а увлекаться, например, футболом?). В остальном же российскому бизнесу работается куда комфортнее, чем украинскому. По степени свободы, конечно, не сравнить с тем, как работается на Западе. Но на Западе при этом миллиардеры и мультимиллионеры как грибы после дождя не растут, а в России это наблюдается. Самое интересное, что не надо тратить месяцы для того, чтобы в общих чертах сформулировать требования, которые позволят улучшить бизнес-климат в Украине. Точечные изменения ситуацию кардинально не исправят. Очевидно, что для ее исправления нужно хотя бы реформировать налоговую, пенсионную, административную и судебную системы, а также упростить разрешительные процедуры и отказаться от административного вмешательства в экономику. Об этом, кстати, чуть ли не в один голос говорят и все опрошенные нами эксперты (см. “О рецептах...” на стр.18 и “Об инвестклимате...”). Непонятно, для чего премьер дал своим министрам целых полтора месяца, чтобы это понять? Ведь это время гораздо эффективнее было бы потрачено, если бы Кабмин начал разрабатывать конкретные сценарии этих реформ. Что же мы видим на деле? На осознание элементарных вещей чиновникам дается полтора месяца, зато “гениальные” решения принимаются Кабмином в одночасье. Последний пример: создание на базе Министерства по вопросам строительства, архитектуры и ЖКХ двух — Министерства регионального развития и строительства и Министерства по вопросам ЖКХ, о чем 1 марта объявил первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров. Если реформы в других областях пойдут в том же направлении, то вместо приставки “пост-” к нашей индустриальной экономике вполне может приклеиться приставка “пред-”.
О рецептах улучшения бизнес-климата |
Хорхе Зукоски, президент Американской торговой палаты в Украине:
— Показатели прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украине демонстрируют, что исторически Украина не очень успешно конкурировала в этом вопросе и со своими соседями, и с другими странами мира. Все участники рынка нуждаются прежде всего в предсказуемости и стабильности той среды, в которой они работают. Это требует от политической элиты изменения стереотипа мышления: отход от резких вмешательств в рынок и изменений правил игры без предупреждения, создание системы, где обещания сдерживают, а долгосрочные стратегии развития определены и претворяются в жизнь. Только эффективно работающая рыночная экономика, основанная на верховенстве права, в которой к компаниям, независимо от происхождения их капитала, относятся одинаково, позволит привлечь внутренние и внешние инвестиции, создать рабочие места и облегчить интеграцию страны в мировое экономическое сообщество.
Василий Юрчишин, директор экономических программ Украинского центра экономических и политических исследований им.А.Разумкова:
— Основная причина такой ситуации в том, что не произошло никаких изменений в процедуре защиты прав собственности. Украинский бизнес не может защитить себя. Государство продолжает активно вмешиваться в ценообразование и политику предприятий. Достаточно вспомнить об экспортерах зерна. В то же время драматизировать положение дел не стоит. В прошлом году Украина получила $4,5 млрд прямых иностранных инвестиций. Кредиты от прямых инвесторов составили $2 млрд. Это неплохие показатели. Хотя по-прежнему объем иностранных инвестиций на душу населения остается едва ли не самым низким в Европе. Для выхода из ситуации государство должно прежде всего не вмешиваться в бизнес и создать четкие правила игры. Нужно решать проблему с Налоговым кодексом. Все шаги должны предприниматься вовремя, недопустимо изменение законодательства задним числом. |
о рейтинге |
Джефри Френкс, старший постоянный представитель МВФ в Украине:
— Я думаю, что 128-е место из 175 стран в рейтинге ВБ отражает реальное положение с бизнес-климатом в Украине. Потенциал Украины для увеличения потока инвестиций огромен, но все еще необходимо провести ряд реформ, чтобы сделать страну действительно привлекательной для ведения бизнеса. На мой взгляд, чтобы улучшить ситуацию, нужно в первую очередь избегать искусственного вмешательства в частный бизнес, тех же квот и ценового контроля. Необходимо урегулировать законодательство об акционерных обществах, усилить законодательную защиту прав собственности, постоянно держать на контроле проблему возмещения НДС, упростить налоговые и бюрократические правила. Кроме того, разрешить продажу земель сельхозназначения и возобновить открытую и прозрачную приватизацию государственных предприятий. |
Об инвестклимате и протекционизме |
Олег Ясон, заместитель генерального директора компании “Бритиш Американ Тобакко Украина”:
— Незначительный приток инвестиций, который пришел в Украину за годы независимости, позволяет сделать вывод о наличии проблем с инвестклиматом в стране. Я не считаю, что можно в одночасье изменить инвестиционный климат. Для успешного развития бизнеса важна стабильность политической и экономической среды. Налоговая политика должна быть взвешенной и в равной степени учитывать интересы государства и бизнеса. Протекционизм в бизнесе со стороны властных структур неприемлем. Инвестиции должны быть защищены на законодательном уровне. А при необходимости обращения в органы судебной власти инвестор должен быть уверен в непредвзятости системы. Важное условие — отсутствие многочисленных бюрократических преград и коррупции. Принимаемые законы не должны иметь обратной силы. Развитие законодательной базы должно быть прогнозируемым. В значительной степени сдерживает развитие бизнеса отсутствие полноценного рынка земли — понятных и прозрачных схем приватизации земельных участков. При этом следует учесть, что предоставление инвесторам льгот ни в коем случае не является хорошим инструментом для создания привлекательного инвестиционного климата. Правила игры должны быть одинаковыми для всех субъектов хозяйствования. |
Характеристика бизнес-климата Украины и России
|
Индикатор |
Рейтинг страны |
Средний показатель |
Украина |
Россия |
По региону |
По странам ОЭСР |
Легкость ведения бизнеса, место |
128 |
96 |
- |
- |
ВВП на душу населения, USD |
1520 |
4460 |
- |
- |
Численность населения, млн чел. |
47,1 |
143,2 |
- |
- |
1. Открытие компании: |
101
|
33 |
|
- |
процедуры, количество |
10 |
7 |
9,4 |
6,2 |
время, дней |
33 |
28 |
32 |
16,6 |
стоимость, % ВВП на душу населения |
9,2 |
2,7 |
14,1 |
5,3 |
стартовый капитал, % ВВП на душу населения |
198,2 |
3,4 |
53,9 |
36,1 |
3. Наем работников: |
107 |
87 |
- |
- |
индекс сложности приема на работу (от 0 до 100) |
44 |
33 |
34,2 |
27,0 |
индекс гибкости рабочего времени |
40 |
60 |
50,7 |
45,2 |
индекс сложности увольнения |
80 |
40 |
37,1 |
27,4 |
индекс гибкости работы |
55 |
44 |
40,8 |
33,3 |
опосредованные расходы на рабсилу, % от зарплаты |
39 |
31,0 |
26,7 |
21,4 |
расходы, связанные с увольнением, недель зарплаты |
13 |
17,3 |
26,2 |
31,3 |
4. Регистрация собственности: |
133 |
44 |
- |
- |
процедуры |
10 |
6 |
6,4 |
4,7 |
время |
93 |
52 |
102,0 |
31,8 |
стоимость, % от стоимости собственности |
3,4 |
0,3 |
2,7 |
4,3 |
5. Получение кредита: |
65 |
159 |
- |
- |
индекс соблюдения юридических прав (от 0 до 10) |
8 |
3 |
5,5 |
6,3 |
индекс глубины кредитной информации (от 0 до 6) |
0 |
0 |
2,9 |
5,0 |
количество населения на учете в Госреестре, % взрослого населения |
0,0 |
0,0 |
1,7 |
8,4 |
количество населения на учете в реестрах частных организаций 65 |
0,0 |
0,0 |
9,4 |
60,8 |
6. Защита инвесторов: |
142 |
60 |
- |
- |
индекс открытости (от 0 до 10) |
1 |
7 |
4,7 |
6,3 |
индекс ответственности директора |
3 |
2 |
3,8 |
5,0 |
индекс возможности подачи исков акционерами |
7 |
7 |
6,0 |
6,6 |
индекс защиты прав инвестором |
3,7 |
5,3 |
4,8 |
6,0 |
7. Уплата налогов: |
174 |
98 |
- |
- |
частота платежей, раз в год |
98 |
23 |
48,3 |
15,3 |
затраты времени, часов в год |
2185 |
256 |
423,0 |
202,9 |
обобщенная ставка налога, % прибыли |
60,3 |
54,2 |
56,0 |
47,8 |
8. Ведение внешней торговли: |
106 |
143 |
- |
- |
документы для экспорта, количество |
6 |
8 |
7,4 |
4,8 |
время на экспорт, дней |
33 |
39 |
29,2 |
10,5 |
расходы на экспорт, USD за контейнер |
1009 |
2237 |
1450 |
811 |
документы для импорта, количество |
10 |
8 |
10,0 |
5,9 |
время на импорт, дней |
46 |
38 |
37,1 |
12,2 |
расходы на импорт, USD за контейнер 106 |
1025 |
2237 |
1589 |
883 |
9. Обеспечение исполнения контрактов: |
26 |
25 |
- |
- |
процедура, количество |
28 |
31 |
31,5 |
22,2 |
время, дней |
183 |
178 |
408,8 |
351,2 |
расходы, % суммы долга |
16,0 |
13,5 |
15,0 |
11,2 |
10. Закрытие бизнеса: |
139 |
81 |
- |
- |
время, годы |
2,9 |
3,8 |
3,5 |
1,4 |
расходы, % стоимости бизнеса |
42 |
9,0 |
14,3 |
7,1 |
коэффициент взыскания, % от стоимости бизнеса |
8,7 |
28,7 |
29,5 |
74,0 |
По материалам Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. |
Текст: Сергей Саливон
http://www.business.ua/i737/a23253/

|
|