ВГО «Успішна Україна» оголошує
конкурс фотографій

Новини

RSS 2.0 RSS 2.0

Наші партнери



Новини
7 листопада 2006

БИЗНЕСу удалось раздобыть проект налоговых изменений, который войдет в “пакет” с проектом Бюджета-2007.










 

Скромное обаяние


БИЗНЕСу удалось раздобыть проект налоговых изменений, который войдет в “пакет” с проектом Бюджета-2007. По сравнению с вариантом двухмесячной давности, аппетиты Минфина стали скромнее


Вам — пакет
    Законотворческая эпопея, связанная со внесением изменений в налоговые законы, которую Минфин затеял одновременно с началом подготовки Бюджета-2007, вышла на финишную прямую. Налоговые нормы пока еще не вычищены из проекта Бюджета (что первый вице-премьер Николай Азаров пообещал сделать вскоре после первого представления законопроекта депутатам), однако уже сведены в новый законопроект под названием “О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения”. В этот законопроект попала также часть изменений, которые Минфин первоначально собирался протащить в законопроекте “О внесении изменений в Закон Украины “О Государственном бюджете Украины на 2006 г.” и некоторые законодательные акты Украины по вопросам налогообложения” (см. №37 от 11.09.06 г., стр.50-53). Проект Закона пока еще не зарегистрирован в ВР и, вероятнее всего, попадет туда вместе с вынесением на второе чтение проекта Бюджета, однако БИЗНЕС им уже располагает. Стоит заметить, что Минфин наверняка будет настаивать на пакетном голосовании налогового и бюджетного проектов, ведь показатели Бюджета будущего года рассчитаны с учетом этих изменений (во всяком случае, мы надеемся, что они не взяты с потолка). Вероятности принятию законопроекта добавляет и тот факт, что Минфин пошел на некоторые уступки депутатам, в частности, по сравнению с первым вариантом налоговых изменений, которые предполагалось принимать вместе с изменениями к действующему Бюджету. При этом Николай Азаров заручился поддержкой бюджетного Комитета ВР, который хотя и не является профильным при рассмотрении налоговых вопросов, в случае голосования пакетом получит решающее слово. Кстати, довольно убедительное свидетельство уменьшения аппетитов фискалов — сокращение объема изменений: вместо предлагаемых два месяца назад 48 страниц налоговых новаций нынче рассматриваются лишь семь.


НДС
    Главной новостью для плательщиков НДС в новом году станет подача вместе с декларациями “расшифровок налогового кредита в электронном виде”. Но вот если сам факт подачи расшифровок Минфину пока отстоять удалось, то возможностей разгуляться при утверждении их формы у ГНАУ будет немного: в проекте перечень данных, которые могут вноситься в расшифровку, четко ограничивается, а для непонятливых еще и устанавливаются запреты на внесение в расшифровку некоторых видов данных, которые могли бы заинтересовать налоговиков. Кстати, обязательную подачу расшифровок именно в электронном виде авторы проекта хотят распространить исключительно на предприятия с годовым объемом налогооблагаемых операций более 2,1 млн грн., тогда как поначалу Минфин хотел опустить этот порог до 0,9 млн грн. Впрочем, думается, любое предприятие с миллионным годовым оборотом вряд ли будет заставлять своего бухгалтера возиться с кипой бумаг— все же проще заполнять расшифровки в электронном виде. Тем более что предполагается обязать ГНАУ бесплатно распространять специальную программу ведения учета налогового кредита и налоговых обязательств.
    Из других новшеств в администрировании НДС, которые Минфин планировал протащить через Раду два месяца назад, остались только:



  • освобождение от НДС операций с металлоломом, при этом полный перечень освобождаемых от НДС товаров будет определять Кабмин;
  • ограничение применения налоговых векселей при импорте лишь товарами производственного назначения, под которыми подразумеваются основные фонды (ОФ) группы 3, определенные Законом о налогообложении прибыли, и “производственные запасы, подлежащие налогообложению для использования их в производственном обороте в ходе операционного цикла без последующей реализации в неизменном виде”.

    Перечень таких товаров опять-таки будет утверждать Кабмин.
    Первое из этих новшеств должно добавить в доходную часть бюджета минимум 200 млн грн., которые возмещаются при экспорте лома, плюс некую сумму от его реализации на внутреннем рынке за счет невключения сумм НДС в налоговый кредит. Кстати, реальные экспортеры лома сами согласились на такое изменение, дабы избежать бесконечных проверок, которым они подвергаются из-за существования множества их “фиктивных коллег”. В общем-то, понятно и желание властей ограничить сферу применения налоговых векселей, но вот расплывчатая формулировка, использованная для этого в проекте, добавляет беспокойства.
    С непрохождением остальных, ранее предложенных (и давно лелеемых налоговиками) НДС-изменений (отменой добровольной регистрации плательщиком НДС, изменением одной из возможных дат увеличения налогового кредита со дня получения налоговой накладной на день получения товара, применением обычных цен при определении налогового кредита и введением, наконец, специального режима обложения НДС сельхозопераций — 19.10.06 г.
    Закон о продлении льгот для сельхозпроизводителей приняла ВР) в Кабмине, похоже, смирились. Между тем именно тут заложена возможность создания ряда теневых схем, которыми, наверняка не без успеха, пользуются в том числе (если не в первую очередь) фирмы, близкие к депутатскому корпусу.


Image


Налог на прибыль
    Изменения в Законе о прибыли способны вызвать эффект дежавю. Большая их часть знакома до боли. И хорошего в них мало. Норма о предоставлении декларации за 11 месяцев уже несколько лет как получила постоянную прописку в законах о Бюджете, и продление ее действия на 2007 г. вряд ли станет для плательщиков новостью. То же самое относится и к увеличению пени до трехкратного размера учетной ставки НБУ при применении порядка урегулирования сомнительной, безнадежной задолженности (норма перетекает из года в год — с 2005 г.). Таким же постоянным явлением стал запрет на включение в валовые расходы теперь уже в течение 2007 г. убытков по состоянию на 01.01.06 г. Разница опять-таки лишь в том, что раньше запреты предусматривались бюджетными законами, теперь же Закон о прибыли будет сам себе запрещать применение порядка учета убытков.
    Проект “приговаривает” льготы для “киношников”, которыми налогоплательщики еще и года не попользовались, вычеркивая из Закона о прибыли нормы, позволяющие включать в валовые расходы средства, потраченные налогоплательщиком на создание и приобретение фильмов, аудиовизуальных произведений и т.п. Купите себе немного кино сегодня — завтра будет поздно.
    Порядок учета затрат, связанных с улучшением основных фондов, предлагается изменить так, чтобы на валовые расходы относилась сумма, “не превышающая 10% балансовой стоимости соответствующей группы основных фондов” (сейчас — совокупной стоимости). Превышение 10%-ного ограничения предусматривается уже не распределять пропорционально, как в действующей редакции, а вешать на соответствующую группу ОФ, а для объектов 1-й груп­пы — на соответствующий объект. Мало того что эта норма правится практически ежегодно, так ведь нынешнее изменение уже отличается от того, которое предлагалось пару месяцев назад (см. БИЗНЕС №36 от 04.09.06 г., стр.74-77).
    Почти от всех “приятных” новшеств удалось отбиться страховщикам. Осталось лишь обложение по ставке 12% вместо 3% сумм страхования или перестрахования у нерейтинговых страховщиков и перестраховщиков — нерезидентов. А вот банкирам сохранить существующий порядок отнесения страхового резерва по кредитам на валовые расходы (в размере 10% суммы долговых обязательств), похоже, не удастся.


И прочая
    Как ни пытались пивовары отбиться от повышения ставки акциза с 0,27 грн. до 0,34 грн. за 1 л, им это не удалось. Зато Минфин отказался (во всяком случае, в проекте, готовящемся для “пакета”) от многократного повышения платы за специальное водопользование, что для пивоваров несло гораздо большую угрозу. В проекте не идет речь о повышении акцизов для алкоголя и табака, что объясняется принятием ВР 2 ноября в первом чтении законопроекта №2390. В нем речь идет о значительном снижении (с 3-1000 тыс.грн. до 780 грн.) стоимости лицензий на право импорта, экспорта и оптовой торговли алкоголем и табаком (для розницы, кстати, по непонятным причинам, оставлена нынешняя стоимость лицензий, которая получится в десятки раз более высокой, чем для опта). Одновременно в качестве компенсации проект предусматривает повышение ставок акциза на вина (на 1-5 коп./л), спирт и алкогольные напитки (на 15-20 коп./л), а также табачные изделия (на 0,5-1 грн. за 1000 сигарет (100 сигар, 1 кг табака) в твердых суммах плюс на 0,5% к обороту по реализации, подробнее см. стр.147-149). Но это не значит, что в конечном счете в рассматриваемом проекте не появится еще большее увеличение акцизных ставок, поскольку, по расчетам ГНАУ, потери бюджета от уменьшения стоимости лицензий составят 138,6 млн грн., тогда как компенсация, предлагаемая в проекте №2390, вырисовывается лишь в сумме 105,4 млн грн.
    Есть в проекте и еще одно “акцизное” изменение, связанное, видимо, со своеобразным пониманием Кабмином “стимулирования производства в Украине бензина”. Речь идет об отмене намечавшегося на 1 января снижения ставки акцизного сбора с бензинов А-98, А-95 и А-92 с EUR60 до EUR30 за 1 т.
    Из прочих изменений стоит отметить предложение отменить ст.4 Закона “О стимулировании производства автомобилей в Украине”, которую “случайно” забыли изъять в минувшем году при отмене налоговых льгот для автомобилестроения. А в ней, между прочим, говорится, что “законодательные акты, принятые после вступления в силу этого Закона, отменяющие или сокращающие льготы, определенные им, не распространяются”, по сути, на всех автомобилестроителей, имеющих инвестицию (необязательно иностранную) в размере от $10 млн до $150 млн, в зависимости от вида производимых автомобилей. Со всеми вытекающими последствиями.
    К сожалению, из проекта куда-то исчезло благое намерение Минфина отменить кучу бестолковых местных налогов. О возвращаемых, согласно этому же проекту, льготах СЭЗ и ТПР (см. также стр.32-37)
БИЗНЕС напишет в одном из ближайших номеров.


Текст: Сергей Саливон, Андрей Твердомед,
ssd@business.ua, at@boyarka.net.ua



Коментарі

Захист від спаму *
 
УКР   РУС   ENG
пошук




e-mail:

© 2004-2007 ВГО "Успішна Україна". Усі права на матеріали, що знаходяться на сайті, охороняються у відповідності з законодавством України. У разі будь-якого використання матеріалів сайта, гіперпосилання на www.uspishnaukraina.com.ua є обов'язковим.