19 червня 2004
"МОЖЕТ ЛИ УКРАИНА СТАТЬ УСПЕШНОЙ СТРАНОЙ?"
Газета «Зеркало недели», № 24 (499) 19 июня 2004 г.,
Раздел «Деньги на дорогах реформы», стр. 9
Автор: Владимир Коваленко
МОЖЕТ ЛИ УКРАИНА СТАТЬ УСПЕШНОЙ СТРАНОЙ?
РАЗМЫШЛЕНИЯ НЕПРОФЕССИОНАЛА
Если проблема, несмотря на огромные матери альные затраты и глубокое в нее погружение экспер тов и специалистов самого высокого уровня, все же не решается, то очевидно, как говорил великий западный мистик Карлос Кастанеда, «надо менять точ ку сборки», т.е. посмотреть на нее свежим взглядом и с неожиданной стороны. Посмотреть свежим взглядом на проблему построения в Украине цивилизован ного демократического общества тем более интерес но, что все профессиональные «смотрящие» — по литики, политологи, политтехнологи и т.д. сегодня вынуждены обсуждать по долгу службы либо веро ятность победы того или иного Виктора, либо вероятность проведения политреформы еще в этом году, словом все интриги развиваются в плоскости власти и презентующих ее персоналий. Герой же нашего се годняшнего сюжета хоть и не политолог, но мыслит о судьбах нации глобально. Недавно на суд обще ственности он вынес концепцию построения успеш ной Украины, состоящую из семи шагов. Что побудило бывшего военного инженера-авиатора, кандидата технических наук, а ныне преуспевающего бизнесмена заняться политикой, и каков, на его взгляд, выход из наших традиционных политических и экономических тупиков, ан эти вопросы отвечает наш гость – президент компании «ЛИТЕР» Юрий Бойко.
— Юрий Владимирович, с концеп цией реформы «Успешная Ук раина» вы обратились к первым лицам государства и крупным украинским политикам, сегодня вы презентуете ее публично, чем это вызвано и на чем основана ваша убежденность в актуально сти темы?
— В истории каждого государ ства бывают некие кризисные мо менты, когда не могут уже ни вер хи, ни низы, ни элиты, и в такой ситуации смелость и ответствен ность берут на себя патриоты и, если хотите, энтузиасты. Сделать концепцию реформы «Успешная Украина» достоянием гласности я считаю своей миссией, которая основывается не только на уве ренности в ее своевременности, но и на системном анализе истории развития украинской демократии и создавшейся сегодня уни кальной ситуации.
— В чем вы видите ее уникаль ность?
— С одной стороны, мы имеем все инструменты для реальных преобразований — у власти нахо дятся представители мощных эко номических структур, успешный крупный и средний бизнес под держивает законодательная и ис полнительная власть. Люди влас ти и больших денег сформировали парламентское большинство и скооперировались в мощную силу с Президентом, Кабинетом мини стров, силовыми структурами, органами власти на местах. Эта сила обеспечивает быстрый эко номический рост (самые высокие показатели в Европе). Костяк бизнес- и экономической элиты Ук раины составляют умные, хитрые и трудолюбивые люди, кроме того, несмотря на недофинансирован ность, общий уровень образован ности нации остается хорошим, украинцы продолжают удивлять своими спортивными успехами.
Относительная национальная однородность, а вернее, привычка к добрососедству, создает хоро ший психологический климат: украинцы, русские, евреи, составляющие подавляющее большин ство населения, веками мирно со существовали и смогут и далее дружно жить вместе; относитель ная религиозная однородность нации способствует неплохому нравственному климату: большин ство населения — христиане, от личающиеся природной религиоз ной толерантностно ко всем религиям и конфессиям. Достаточ но у нас также природных и эко логических богатств — уголь, ме таллы, газ, чернозем, Черное море, Карпаты и т.д.
И в то же время при высоких темпах роста ВВП и низкой инфляции на тринадцатом году независимости имеем: менее про цента населения владеют львиной долей приватизированной работающей экономики, но их капиталы на страну не работают, т.к. надежно скрыты (например, за границей); средний класс слаб; работники многих бюджетных сфер, имеющие низкие зарплаты (образование, медицина, тамож ня и др.), часто добиваются пе рераспределения части богатства в свою пользу за счет взяток или выполнения работ, оплачиваемых дополнительно (без налогообло жения), — репетиторство и пр.; до 80% жителей Украины имеют доходы ниже прожиточного уров ня, а 25% находятся за чертой бедности.
Беззащитными (не имеющими возможности получить дополни тельные «левые» заработки) в го сударстве оказываются пожилые люди — пенсионеры, а также крестьяне, военнослужащие, творчес кая интеллигенция. На фоне этого депрессивного фактора до 30% взрослых украинцев хотят эмиг рировать из страны. Народ уже ни кому не доверяет — ни власти, ни правой оппозиции; а самое страш ное - не верит в успешное буду щее своей страны. Список «ужа сов» можно продолжить.
— Хотелось бы перейти от ужасов к способам вернуть нации утра ченные оптимизм и бодрость, Вы считаете это возможным?
— При нынешнем противосто янии власти и оппозиции — нет. Причем ни в случае развития по первому сценарию, когда власть, консолидировавшись и мобилизовавшись, побеждает правую оппо зицию, потому что тогда ни в экономике, ни в политике ничего не изменится. Продолжится неэф фективное использование ресурсов страны, обогащение властных кланов. Естественно, следуя ин стинкту самосохранения, власть будет медленно проводить неко торые прогрессивные реформы. Правая оппозиция превратится в малую группу, которую постепен но покинут бизнесмены (уйдут в группу «Власть»). Лет через 10— 15, когда Украина в социальном и экономическом развитии серь езно отстанет даже от соседей (Польши, России, Беларуси и др.), вызреет новый кризис, аналогич ный существующему сейчас. Ни в случае реализации вто рого сценария, если власти так и не удастся консолидироваться и взять оппозицию под тотальный контроль. При попытке оппози ции добиться своих целей, выво дя людей на улицы, власть от от чаяния или в результате провока ции (не дай Бог!) может применить силу; победивший на выбо рах кандидат от оппозиции организует разборки с бывшей влас тью (суды, передел собственнос ти и т.п., месть си тоникам, высту пившим против народа). Страна в хаосе. Капиталы и их владельцы убегают за границу или прячутся, Украина вновь окажется отбро шенной на много лет назад. Политические и экономические преобразования все же начнутся на новых, скорее всего, прогрессивных основах, но есть опасность, что и новая власть не устоит перед искушением получить часть национальных богатств, воспользовавшись несовершенством законодательства. В итоге, лет через 5-10 можно ожидать каких-то подвижек на пути к УСПЕШНОЙ СТРАНЕ, но наши соседи (Польша, Россия, Беларусь и др.), не говоря уже об Испании или Греции, будут далеко впереди.
— Уже просто напрашивается традиционный славянский вопрос – так что же делать?
— Не тратить время и энергию на конфронтацию, а использовать тот ресурс, который мы имеем. Реформа «Успешная Украина» и есть, на мой взгляд, оптимальный путь движения Украины к успеху и процветанию. Реализация реформы позволит в течение двух-трех лет создать политическую и экономическую основу успешной демократической страны с рыночной экономикой, которая через 8-10 лет выйдет на уровень развитых государств Европы. Именно такой политикой (если использовать определение политики как науки оптимального, данное известным украинским политологом Дмитрием Выдриным) мы и должны заниматься сейчас, безотлагательно.
— О каких же конкретных шагах идет речь?
— Первое – вдохновить людей, сделав достижение успеха всеми гражданами страны национальной идеей. Успешная страна – это страна, в которой людям живется хорошо и из которой не хочется уезжать. В количественном соотношении это выражается так: обеспечить рост реальных доходов граждан: в 2008 году – в 2 (состоятельные) – 4 (малообеспеченные) раза; в 2015-м – в 3-7 раз.
Второе – объединить все ресурсы страны. Ключ к объединению – примирение нынешней власти и правой оппозиции, представляющих львиную долю экономической, политической, управленческой элиты страны, и переход их к цивилизованной конкуренции.
Третье – в качестве идеологической основы этого примирения до выборов 2004 года на законодательном уровне принять стратегию, концепцию или декларацию о политических и экономических преобразованиях Украины (элита страны обязана гарантировать народу движение к успеху и хорошей жизни независимо от результатов выборов), а также провести легализацию или амнистию капиталов с уплатой специального налога, после чего преследования бизнесменов, политиков, чиновников за старые грехи станут невозможными.
Четвертое – закрепить примирение организационно, создав два или более смешанных партийных блока за несколько месяцев (например, до июля) до выборов, которые бы объединились вокруг идеи сделать Украину успешной, демократической страной с рыночной экономикой. Хотя я понимаю, что это вряд ли возможно.
Пятое, после необходимых преобразований – примирения власти и правой оппозиции, амнистии капиталов, политических и экономических трансформаций – установление, а потом поддержание в Украине железного демократического, исключающего возможность возврата к старому, порядка.
Шестое – вместе власть и оппозиция могут и должны обеспечить в Украине прозрачные и честные выборы, это даст всем реформам главную движущую силу – уверенность народа в близком успехе.
Седьмое – очень важно обеспечить реформе высокую скорость, потому что она позволит не «заболтать» все преобразования, как это делалось до сегодняшнего дня, а даст возможность пожить в успешной стране большинству наших граждан.
Минулого тижня керівництво МЗС презентувало новий продукт – візуальну концепцію України, а також стратегію позиціонування країни в світі. Безпосереднім розробником та ідеологом виступила компанія CFC Consulting.